Информационный
базис для моделирования работы Муниципального образования
Моделирование работы муниципалитета
Существует
много подходов к анализу и моделированию работы муниципальных образований
(далее МО), например: методология муниципальной самоорганизации, портфельный
анализ, интегративно-конвергенциальный
и т. д. Отметим, что практически все они имеют в своей основе системный подход.
Также отметим, что подавляющее большинство публикаций игнорирует использование
программного обеспечения в работе МО, либо не упоминает о нем. Предложим свой
подход к моделированию работы МО на основе информационных технологий.
Рассмотрим,
из каких элементов, укрупнено состоит муниципалитет. Для начала выделим
несколько секторов (кластеров):
Сектор
«А»: финансовый.
Сектор
«Б»: людские ресурсы.
Сектор
«В»: территориальные ресурсы.
Сектор
«Г»: производственный.
Рассмотрим
сектора А, Б и В подробно (отметим, что не рассматриваются экологические и
некоторые другие важные показатели).
«А». Пусть «А» - общее количество денег
находящиеся в МО в момент времени t (под
единицей времени будем понимать один месяц). «А1» - бюджет МО, «А2» - оборот
частных предприятий, «А3» - оборот муниципальных предприятий и ведомств, «А4» -
банковские кредиты и прочие субсидии юридическим («А4.1») и физическим лицам(«А4.2»),
«А5» - выплаты Пенсионного Фонда, «А6» - официально неучтенная и не просчитываемая денежная масса. «А1»
разделим на «А1.1» - НДФЛ, «А1.2» - НВД,
«А1.3» - земельный налог, «А1.4» - транспортный налог, «А1.5» -
аренда,.. А2 разделим на «А2.1» - промышленное производство, «А2.2» - оптово –
розничная торговля, «А2.3» - услуги, «А2.4» - прочее и т.д. Если в МО есть
крупные предприятия или отрасли, то их необходимо выделить под маркировкой
«А2.х.у». Используя терминологию OLAP можно
сказать, что выделены ячейки, в которых лежат параметры: численность занятых (Аz.x_1),
денежный оборот (Аz.x_1), средний доход (зарплата\выплаты\оборот
организации\прибыль организации) по подсектору (Аz.x_3.к, , где n - организация).
«Б».
Разделим следующим образом: «Б1» - дети и подростки, «Б2» - трудоспособное
население, «Б3» - нетрудоспособное население до пенсионного возраста, «Б3» -
пенсионеры. При этом «Б2.1» - работающие на частных предприятиях, «Б2.2» - работающие в государственном секторе,
«Б3.3» - безработные. Учитывая данные ГСЗН можно выделить «Б3.3.1» - состоящие
на бирже труда, «Б3.3.2» - «скрытые» безработные, которые вероятно работают, но
не зарегистрированы. Подсектор «Б1» разделим на: «Б1.1» - дошкольники, «Б1.2» -
школьники, «Б1.3» - профессиональные и технические училища, «Б1.4» - студенты.
«В».
Здесь выделим следующие подсектора: «В1» - земля под частное строительство («В1.1»
- используемая, «В1.2» - неиспользуемая), «В2» - земля под промышленное
строительство («В2.1» - используемая, «В2.2» - неиспользуемая), «В3» - земля
под сельское хозяйство («В3.1» - используемая, «В3.2» - неиспользуемая), «В4» -
земля под лесное хозяйство («В4.1» - используемая, «В4.2» - неиспользуемая),
«В5» - водные ресурсы. Здесь следует учитывать, что земля из одной категории
может переходить в другую и разделение во многом условно. Также отметим, что
общее количество земельных и водных ресурсов статично.
Все
введенные обозначения дискретны и являются историческими данными, которые
теоретически можно собрать в одной БД. Для создания полноценной системы
моделирования работы МО необходим обмен данными между ИС МО и ИС
здравоохранения, МВД, МЧС и проч. По сути, мы имеем дело с временными рядами,
для анализа которых обычно применяются методы математической статистики. Здесь
следует отметить обычные для исторических данных проблемы: история может быть
короткой и данные в ней могут быть не точны и с «пробелами». Такие проблемы
часто обходят с помощью скользящей средней с периодом 3-4. В качестве
альтернативы статистическим методам можно предложить использование различных
нейросетевых архитектур, например многослойный персептрон для прогнозирования и
сеть Кохонена для кластеризации, но нейронные сети требуют соответствующей
подготовки и критичны к размеру валидационной выборки. Предложим информационный
базис для дальнейшего анализа работы МО.
Для
визуализации данных и дальнейшего разностороннего анализа можно предложить
пакет Matlab
Simulink ToolBox. Например, модель «Б1» можно представить, как показано на Рисунке 1.
Расшифровку входов\выходов приводить не будем – они интуитивно понятны.
Рисунок 1. Представление Б1
Общую
модель работы муниципалитета можно представить в виде следующей схемы Simulink
Рисунок 2. Общая модель работы МО
Таким
образом, в данной статье предложен метод информационного моделирования работы
муниципального образования. Метод отличается интуитивно понятным визуальным
представлением, несложным математическим аппаратом и простой интеграцией с
существующими СУБД. В качестве дальнейшего развития можно предложить
использование методов Data – mining в качестве анализа временных рядов
показателей работы муниципального образования.