Торговые системы в Internet. Финансовые системы в Internet.
В электронной
коммерции существует пять основных моделей организации коммерческой
деятельности:
1.
Бизнес – Бизнес (Business to Business или
B2B);
2.
Бизнес – Потребитель (Business to Consumer или
B2C);
3.
Бизнес – Администрация (Business to Administration или B2A);
4.
Потребитель – Администрация (Consumer to Administration или C2A);
5.
Потребитель – Потребитель (Consumer
to Consumer или
C2C)/
Модель B2B
представляет собой сектор, ориентированный на организацию практической работы
между компаниями в процессе производства услуг или продукции. Также существует
разновидность B2B: e – marketplace.
Модель B2C
охватывает сектор, ориентированный на работу компаний с индивидуальными
потребителями товаров или услуг.
Модель B2A
охватывает сделки между компаниями и правительственными организациями.
Модель C2А, в
данный момент действует в основном в области социального обеспечения, включая в
себя финансовые взаимодействия между гражданами и правительственными
институтами.
Модель С2С
покрывает взаимодействие между гражданами (Пример: «барахолка» на форуме www.kuban.ru).
Также отметим
следующую классификацию виртуальных торговых площадок:
1. Создаваемые покупателями (buyer-driven).
2. Продавцами (supplier-driven или seller-driven).
3.
Третьей стороной (third-party-driven).
Основными разработчиками программных решений для торговых систем в Internet являются: Ariba, CommerceOne, BidCom, Calico Commerce, e-STEEL, pcOrder.com, PeopleSoft, Ventro Corporation, VerticalNet. В то же время
эти компании обычно владеют и ведущей площадкой в области специализации. Например,
e-STEEL специализируется на решениях для
сталелитейной промышленности и на ее бирже e-STEEL exchange в год совершается сделок примерно на 700 млрд. долларов, при
этом число зарегистрированных участников площадки не превышает 1000 человек.
Доход таких компаний обычно делится на 3 составляющих:
а) продажа ПО;
б) сопровождение ПО и сопутствующие профессиональные услуги (обучение,
аналитика и др.);
в) реклама;
г) комиссии за транзакции на принадлежащих площадках.
Причем, последнее обычно является основным видом дохода.
В 2002 году по инициативе руководства страны стартовала программа
«Электронное правительство». Спустя 7 лет достигнуты определенные успехи, но
можно характеризовать их как локальные. Отметим высказывание Президента РФ Д.А.
Медведева на заседании Совета по ИКТ (информационно – коммуникационным
технологиям) от 2009 года: «Что мы продвинули? Да ни фига мы не продвинули!». Несомненный успех
достигнут в области налогообложения – сейчас подавляющее число предприятий, как
малых, так и крупных сдают налоговую отчетность через Интернет. Стоит отметить,
что ФНС РФ первые шаги к электронному виду отчетности сделало еще до старта
программы «Электронная Россия». Существуют электронные приемные, где граждане
могут задать вопрос лично главе ведомства или получить квалифицированную
консультацию (например, сайт Россельхознадзора). Передовым субъектом РФ
является Ханты – Мансийский автономный округ, на сайтах учреждений которого
доступно порядка 200 государственных услуг, организованно «единое окно»
электронных услуг. Но, по сути эти примеры исключения, по данным Института
развития информационного общества (ИРМО), места для приема граждан приведены на
веб – сайтах только 52% федеральных органов исполнительной власти. Возможность
загрузки бланков документов только в 25% учреждений, а транзакционные услуги
только на трех сайтах. Согласно последним данным проведенного ООН исследования
(UN e-Government Survey) по степени готовности
к электронному правительству Россия занимает 60-е место из 192 стран. Впереди
РФ идет Коста-Рика (59 место), а сразу после ЮАР, Венесуэла и Маврикий (лидеры,
по порядку: Швеция, Дания, Норвегия, США, Нидерланды, Южная Корея, Канада,
Австралия, Франция и т.д.).
ПО данным ИРМО пять лучших российских государственных ведомств по степени
предоставления электронных услуг:
1.
Федеральная налоговая служба – www.nalog.ru
.
2.
Федеральная таможенная служба – www.customs.ru
.
3.
Министерство связи и массовых коммуникаций – www.minsvyaz.ru .
4.
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному
надзору – www.fsvps.ru .
5.
Министерство природных ресурсов и экологии – www.mnr.gov.ru.
И пять худших:
80. Федеральная служба по техническому и экспортному контролю – www.fstec.ru .
81. Главное управление специальных программ Президента РФ – www.gusp.gov.ru ю
82. Министерство энергетики – minenergo.com
.
83 -84 Федеральное агенство по поставкам вооружения, военной, специальной
техники и материальных средств – нет сайта.
83 -84. Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка – нет
сайта.
При этом отметим, что у каждого центрального учреждения есть областные и
краевые филиалы (департаменты), у которых может и не быть сайтов. Автор видит
решение проблемы в создании унифицированных корневых сайтов с вложенными
периферийными, как у НБА, НХЛ или МТС, БиЛайн.
Приведем часть проектов, которые должны быть завершены к 2011 году в
рамках программы «Электронная Россия» (табл. ).
Услуга
|
Исполнитель
|
Регистрация
автомототранспортных средств
|
МВД
|
Предоставление сведений об
административных правонарушениях в области дорожного движения
|
МВД
|
Государственный технический
осмотр транспортных средств
|
МВД
|
Таможенное оформление товаров
|
ФТС
|
Осуществление социальных выплат
безработным
|
ФСТиЗ
|
Государственная регистрация
прав на недвижимость и сделок с ним
|
ФСГРКК
|
Постановка объектов
недвижимости на учет
|
ФСГРКК
|
Регистрационный учет граждан РФ
по месту пребывания
|
ФМС
|
Оформление, выдача, замена
паспортов гражданина ФР
|
ФМС
|
|
|
|
|
Отметим скандал, разразившийся в начале 2010 года – оказалось, что треть
сайтов федеральных госорганов не принадлежит соответствующим ведомствам и что
самое интересное – официальный сайт Кремля www.kremlin.ru , не принадлежит Администрации Президента РФ.
Сайты были зарегистрированы на частных лиц
и «дочек» при госорганах. Организации оправдывались тем, что так проще и нет
необходимости многочисленных согласований внутри организаций.
К финансовым Internet –
системам отнесем следующие виды бизнеса в сети:
а) Internet – трейдинг.
б) Internet – банкинг.
в) Internet –
страхование.
Сначала
рассмотрим Internet – трейдинг. Электронная
торговля постепенно стирает грань между брокерами и биржей. К настоящему
времени электронные торговые системы стали почти полностью автоматизированными,
выполняя две основных функции биржи: 1) свести продавца с покупателем,
2)обеспечить заключение и исполнение сделки. Такие системы позволяют устранить
посредников (брокеры и дилеры, в том числе маркет-мейкеры, инвестиционные
консультанты и другие профессиональные участники рынка), раньше имевших почти -
что эксклюзивный доступ к информации и бирже.
С апреля 1999
года действуют новые правила SEC (Securities and Exchanges Commissin - Комиссия
по ценным бумагам и биржам), касающиеся регистрации и функционирования Альтернативных
Торговых Систем (Alternative Trading Systems, ATS) - электронных торговых
площадок, на которых происходит выставление, обработка и исполнение заявок. По
сути ATS являются полноценными биржами, но подчиняются законодательству для
брокеров-дилеров.
Все большее
развитие получают электронные коммуникационные сети (ECN - Electronic
Communication Network), являющиеся частным случаем ATS. В отличие от ATS они
создавались как среда для обработки и исполнения лимит-ордеров, которые не в
данный могут быть исполнены на обычной биржевой площадке (в том числе в ATS) до
тех пор, пока их цена не станет рыночной. Согласно правилам SEC сети могут
регистрироваться как брокеры, де факто являясь полноценной торговой площадкой,
на которой встречаются и исполняются заявки.
Цель SEC,
развивающей и поддерживающей новую законодательную среду и концепцию развития
фондового рынка - снизить барьер для входа на это поле бизнеса, создать
конкурентную среду и способствовать распространению новых электронных
технологий. Поэтому для “начинающих” ATS и ECN, которые еще не набрали
оборотов, действуют упрощенные правила отчетности. Когда оборот торгов в ATS
станет достаточно высоким, она может зарегистрироваться в качестве биржи. Для
этого SEC пришлось расширить понятие “биржа”.
Итак, брокерская
услуга в Интернет - интернет-трейдинг - это услуга, предоставляемая
инвестиционным посредником (банком, или брокерской компанией), которая
позволяет клиенту осуществлять покупку/продажу ценных бумаг и валюты в реальном
времени через всемирную сеть Интернет.
Существует два
варианта проведения торгов – через web – сайт и с помощью СПО, например MetaTrader или
Quik.
Интернет – банкинг. Первостепенным
элементом полноценной системы финансовых услуг являются сектор банковских
услуг. Он позволяет обеспечить проведение расчетов и контроль над ними со
стороны всех участников финансовых отношений. Кроме очевидных преимуществ для
корпоративных пользователей, многие из которых уже сегодня готовы перейти от
систем «банк-клиент» к управлению финансовыми средствами через Интернет,
система должна удовлетворять и запросы частных пользователей. Так, открыв
единый счет в банке, установившем у себя систему банковского обслуживания через
Интернет, пользователь должен получить возможность не вставая из-за компьютера
вести расчеты с поставщиками услуг Интернета, сотовой и пейджинговой связи,
осуществлять платежи за коммунальные услуги, совершать покупки в виртуальных
магазинах и многое другое.
Предоставление
банковских услуг через Интернет является одним из наиболее динамичных сегментов
электронной коммерции, который продолжает развиваться стремительными темпами
вместе с ростом числа пользователей Сети. Одновременно с увеличением аудитории
растет и количество клиентов, осуществляющих банковские операции через Интернет,
а также их доля в общей массе индивидуальных клиентов банков.
Банковское
обслуживание через Интернет предоставляет возможность совершать все стандартные
операции, что в физическом офисе банка, за исключением операций с наличными:
·
осуществлять все коммунальные платежи
(электроэнергия, газ, телефон, квартплата, теплоснабжение);
·
оплачивать счета за связь (IP-телефония, сотовая
и пейджинговая связь, Интернет) и другие услуги (спутниковое телевидение,
обучение, др.);
·
производить денежные переводы, в том числе в
иностранной валюте, на любой счет в любом банке;
·
переводить средства в оплату счетов за товары, в
том числе купленные через интернет-магазины;
·
покупать и продавать иностранную валюту;
·
пополнять/снимать денежные средства со счета
пластиковой карты;
·
открывать различные виды счетов (срочный,
сберегательный, пенсионный) и переводить на них денежные средства;
·
получать выписки о состоянии счета за
определенный период в различных форматах и т. д.;
Отметим, что Internet обслуживание в той или иной мере внедрено в большинстве
банках РФ.
Internet – страхование. Под
страхованием обычно понимается процесс установления и поддержания договорных
отношений между покупателем страховых услуг (страхователем) и их продавцом
(страховщиком). Страховщик определяет программу страхования и предлагает ее
страхователю. Если условия предложенной программы устраивают клиента, то обе
стороны заключают договор страхования и клиент осуществляет единовременный или
регулярные платежи в рамках заключенного договора. При наступлении страхового
случая страховщик выплачивает страхователю денежную компенсацию, определенную
условиями договора страхования. Документом, удостоверяющим заключение
страхового договора и содержащим обязательство страховщика, является страховой
полис.
Интернет-страхование— это комплекс перечисленных выше элементов
взаимодействия страховой компании и ее клиента, возникающий в процессе продажи
продукта страхования, его обслуживания и выплаты страхового возмещения, если он
полностью или большей частью осуществляется с использованием Интернета.
Комплекс интернет-страхования, как правило, включает:
·
расчет величины страховой премии и определение
условий ее выплаты;
·
заполнение формы заявления на страхование;
·
заказ и непосредственно оплату полиса
страхования;
·
осуществление периодических выплат (рассроченной
страховой премии);
·
обслуживание договора страхования в период его
действия (информационный обмен между страховщиком и страхователем —
формирование произвольных отчетов по запросам пользователей, в том числе
отчетов о состоянии и истории изменений договоров, поступлений и выплат);
·
обмен информацией между страхователем и
страховщиком при наступлении страхового события и т. д.
Процедура виртуальной покупки страхового полиса для рядового потребителя
обычно выглядит следующим образом. После определения предмета страхования и
задания его основных характеристик система в автоматическом режиме производит
расчет величины страховой премии и определяет условия ее выплаты. Далее,
следует заполнение формы заявления на страхование, заказ и оплата полиса,
который потом доставляется курьером или по почте. Кроме того, современные
системы виртуального страхования позволяют осуществлять весь последующий
процесс обслуживания договора в течение периода его действия. Таким образом,
при обслуживании в виртуальном представительстве компании можно так и не
узнать, где находится ее офис. При этом большое значение принимает фактор
доверия к страховой компании, поэтому ее известность и надежность являются
одними из важных обстоятельств для успешного предоставления виртуальных
страховых услуг.
Литература:
Вопросы для самоподготовки: