Тема 3. Сетевая коммерция, услуги общественного и частного потребления

Сетевая коммерция, услуги общественного и частного потребления. Коммуникативные характеристики Интернет. Модели коммуникаций в Интернет. Интернет – маркетинг.

 

Коммуникативные характеристики Интернет

Интернет представляет собой совершенно новую среду для связи и общения, отличную от привычных всем средств массовой информации. Как следствие, традиционные приемы маркетинга и методы ведения бизнеса в целом ряде случаев неприменимы к миру Интернета в их существующей форме. Широкие возможности Интернета ставят перед современными компаниями достаточно сложную задачу их эффективного использования в коммерческой деятельности и требуют адаптации старых или разработки новых методов ведения бизнеса.

Для того чтобы показать разницу между Интернетом и традиционными средствами массовой информации (СМИ ) в данном разделе рассмотрены их основные черты, представлено сравнение характеристик традиционных и новых средств информации.

Под понятием «традиционные средства информации» подразумеваются телевидение, радио, газеты, журналы, прямая почтовая реклама. Под новыми средствами понимается, прежде всего, Интернет.

При самом первом знакомстве с Интернетом хорошо видно, что в отличие от традиционных СМИ, он предоставляет значительно большую степень контроля и свободы выбора со стороны потребителя. Интернет, благодаря рассматриваемым далее свойствам интерактивности, эффекту присутствия и информационной насыщенности (текст, изображение и даже звук), а также за счет использования сетевой навигации превосходит другие средства информации по возможностям общения с существующими и потенциальными клиентами.

С другой стороны, Интернет, как и любая коммуникативная среда, всегда трансформирует и как бы «размывает» личность автора, что приводит к относительной анонимности пользователей, общающихся через эту среду.

 

Модели коммуникации Интернета

Для наглядного анализа степени влияния средств массовой информации на свою аудиторию, их деятельность обычно представляют в виде некоторой модели.

На рис. 3.1 представлена упрощенная модель коммуникации , характерная для традиционных средств массовой информации. Фактически все основные процессы взаимодействия современных СМИ со своей аудиторией укладываются в ее рамки.

Рис. 3.1. Модель, отражающая коммуникационные процессы традиционных СМИ

В основе коммуникационной модели традиционных СМИ лежит процесс «один ко многим», при котором фирма передает информацию группе потребителей, используя средство коммуникации. В зависимости от выбора этого средства информация может быть представлена в статическом (текст, графика) и/или динамическом (аудио, видеоизображение, анимация) виде. Главной особенностью, лежащей в основе взаимодействия традиционных средств массовой информации с потребителями, является отсутствие интерактивного взаимодействия.

В отличие от этой модели, в основе Интернета лежат два совершенно других принципа. Во-первых, при общении через Интернет взаимодействие происходит через специфическую среду, которая вносит в него значительный вклад. Это хорошо иллюстрирует рис. 3.2.

Рис. 3.2. Модель коммуникации с использованием информационной среды в качестве посредника

Эта модель подчеркивает, что первоначальное общение происходит не между отправителем и получателем информации, а скорее между пользователем и некой средой, коммуникационным пространством, причем оба участника диалога являются как отправителями, так и получателями информации. В данной модели сделан шаг от простого обмена данными между «передатчиком» и «приемником» к созданию информационной среды, которая воспринимается и, возможно, модифицируется участниками диалога.

Во-вторых, Интернет представляет собой многонаправленную коммуникативную модель «многие ко многим», в которой каждый абонент сети имеет возможность обращаться к другим отдельным абонентам или группам либо от своего имени, либо от имени группы (рис. 3.3). С точки зрения бизнесмена, такая демократизация общения, освобождающая его от всяческого контроля со стороны, предполагает новые правила игры и дает возможность вступить в нее новым участникам.

Рис. 3.3. Модель, отражающая коммуникативные процессы, протекающие в Интернете

В модели данного типа средством коммуникации является распределенная компьютерная сеть, а информация, может быть представлена как обычным способом, так и в виде средств гипермедиа. В рамках данной модели интерактивное взаимодействие возможно как с другими пользователями Интернета (межличностное взаимодействие), так и с самой средой непосредственно (взаимодействие со средой), причем последний вид является превалирующим. Благодаря этому передатчик информации одновременно является и ее потребителем. Информация не просто передается от отправителя к потребителю, но и сама среда создается и видоизменяется под ее воздействием и уже в новом преобразованном виде воспринимается всеми ее участниками. Интернет при этом становится не просто местом моделирования реальной среды, а ее альтернативой и основой для построения новой виртуальной сферы ведения коммерции.

 

Internet – маркетинг

Маркетинг чаще всего трактуется как необходимая рыночная деятельность, связанная с производством товаров и оказанием услуг, которые с наибольшей вероятностью будут реализованы на рынке.

В данном контексте объектом маркетинговых исследований является Internet – рынок.

Основные компоненты Internet – маркетинга:

1.                            Баннерная реклама – это использование платного места или времени в Internetе на определенном сайте для формирования с помощью специальных методов и средств имиджа фирмы или рекламы определенных товаров или услуг.

2.                            Паблик рилейшнз – комплекс мероприятий, направленных на формирование гармоничных отношений фирмы с обществом, а также укрепление ее общественной репутации.

3.                            Сейлз промоушн – прямое побуждение потенциального покупателя к действию путем информирования его об экономической дополнительной выгоде, получаемой им при покупке данного товара или оказываемой услуге (для примера: специальные показы, купоны, лотереи, конкурсы и т. д.).

4.                            Личная (персональная) продажа – любой вид деятельности, направленный на привлечение в коммуникацию потенциальных и реальных покупателей товара, сбор сведений относительно степени их удовлетворенности купленными товарами, а также возникающих потребностях, желаниях и интересах с целью налаживания долговременных отношений.

5.                            Стимулирование сбыта – это определенные виды деятельности, которые способствуют росту объема продаж. К этим видам относятся: организация презентаций товара в сети, применение специальных скидок и т. д.

6.                            Сервис – наиболее полное удовлетворение требование покупателей на этапах покупки и дальнейшего сервисного обслуживания товара.

7.                            Маркетинг – аудит – это периодически проводимые проверки с целью оценки эффективности проводимых мероприятий службами компании.

 

Для маркетинговых исследований обычно используют следующие методы:

·        Оффлайновые (несетевые) исследования (социологические опросы на улице, фокус – группы и т. д.);

·        Статистика крупных каталогов, рейтингов;

·        Опросы на сайтах;

·        Рассылки;

·        Система Интернет – статистики SpyLOG;

 

Литература:

 

Вопросы для самопроверки:

1.     Что такое «коммуникативная характеристика Интернет»?

2.     Как работает и что учитывает SpyLOG?

3.     Какие отличия Вы можете привести Интернет – маркетинга от классического маркетинга?

4.     Как посчитать эффективность баннерной рекламы?

 


<< Предыдущая лекция || Следующая лекция >>

Предметы (Сетевая экономика, Нейросети, ИИ)




Рейтинг@Mail.ru


 
 
Апшеронск Спорт VBA Форекс Сочи-2014 Нейросети Студентам
Связь с Администратором сайта, E-mail: apsheronka@mail.ru
Апшеронск, Краснодарский край

Размещение рекламы на сайте
Карта сайта

При перепечатке материалов сайта http://apsheronsk.bozo.ru - обязательная активная гиперссылка на сайт!


`