Тема 4. Web – сайт Интернет –
магазина. Ценообразование и реклама в электронной коммерции
Ценообразование в сети Интернет. Web – сайт как основа бизнеса в Интернет. Основные атрибуты web – магазина. Оценка экономической эффективности web – представительств. Реклама в сети Интернет. Баннерная
реклама.
Факторы, влияющие на уровень цены товара или услуги:
1.
Экономический эффект у потребителей, полученный при
использовании товара, услуги;
2.
Оценка качества товара, услуги и связанных с ними
услуг;
3.
Анализ внешней по отношению к предприятию среды:
спроса, конкуренции рынка;
4.
Определение нижней и верхней цены товара, услуги;
5.
Определение целевого рынка, сегментирование;
6.
Цель ценообразования;
7.
Определение общей политики ценообразования;
8.
Выбор метода ценообразования;
9.
Определение стратегий продвижения и распределения
товаров фирмами – производителями;
10.
Влияние этапа жизненного цикла товара на его цену;
11.
Планирование и расчет затрат на разработку,
производство и реализацию товара;
12.
Формирование системы скидок и льгот;
В качестве примера рассмотрим экономико – организационную модель (ЭОМ).
Цена товара определяется как функция следующих параметров:
,
где - базовая цена
произведенного продукта;
- вектор показателей качества i-го произведенного продукта;
- вектор показателей
качества i-го
произведенного продукта;
- обобщенные оценки стратегий продвижения и распределения
фирм – производителей продуктов и их аналогов;
С – себестоимость продукта;
- параметры спроса;
- затраты потребителей на приобретение и использование i-го продукта;
- количество рассматриваемых аналогов потребляемого продукта;
- доля на рынке i-го продукта;
Показатели
оценки эффективности электронных магазинов можно разделить на три основные
группы:
1.
показатели оценки эффективности создания
2.
показатели оценки эффективности функционирования
3.
показатели оценки стоимости бизнеса
Основными
показателями первой группы являются:
1.
стартовые инвестиции
2.
эксплутационные расходы, связанные с обеспечением
нормального постоянного функционирования электронного магазина
3.
соотношение инвестиционных и эксплуатационных затрат
4.
показатели для оценки инвестиционных проектов или
бизнес – проектов (чистая приведенная стоимость, индекс рентабельности, норма
доходности)
Стартовые инвестиции могут быть осуществлены единовременно или на протяжении
некоторого периода времени (несколько лет).
В состав эксплутационных расходов обычно
включаются: затраты, связанные с эксплуатацией технической части электронной
системы; оплаты труда обслуживающего персонала (операторы, программисты;
товароведы); издержки (потери) и т. д.
Показатели второй группы, предназначенные для оценки результатов деятельности
электронного магазина, подразделяются на текущие и конечные показатели.
Основные функции
Internet – магазина: информационное обслуживание покупателя, обработка
заказов, проведение платежей, а также
сбор и анализ различной статистической составляющей. Типовая структура Internet – магазина представлена на рис.
Рисунок 4. Типовая схема Интернет-магазина
Где, web –
сервер распределяет поступающие запросы, производит разграничение доступа. Сервер
приложений – управляет работой всей системы, в частности бизнес – логикой. СУБД
– осуществляет хранение и обработку данных о товарах, клиентах, заказах и т. д.
Основные этапы
создания Интернет – магазина представлены на рис.
Одним из
ключевых этапов развертывания Интернет – магазина – это его реклама (или
«раскрутка») в сети. Данный вопрос многогранен и существует много вариантов его
реализации. При этом главным моментом является выбор имени сайта и его
регистрация, при этом для дальнейшей «хорошей судьбы» хост должен быть
первичным! Другими Основными моментами, на основании опыта автора являются:
а) регистрация на поисковых машинах, в частности на Яндекс (www.webmaster.yandex.ru ), Google, Rambler, GoGo.
б) Регистрация в соответствующих каталогах данных и других крупных тематических
сайтов.
в) Обязательная установка счетчика посещений, например http://top.mail.ru , http://top100.rambler.ru и других.
г) регистрация в баннерообменных сетях.
Эти 4 пункта являются обязательными. Далее все зависит от активности и
креативности создателя Интернет – магазина. При достаточных финансовых ресурсах
на рекламу, можно использовать платную контекстную рекламу Google,
Яндекс и др.
Типовая схема
базы данных Internet – магазина представлена на
рис.
Основные атрибуты web-магазинов
и оценки их покупателями по пятибалльной шкале:
·
внешний вид (1,65);
·
навигация по страницам (2,51);
·
внимание к покупателя (2,67);
·
простота возврата к стартовой странице (2,82);
·
сервисная поддержка (2,86);
·
наличие информации о продукте (2,98);
·
цена (3,05);
·
своевременность доставки (3,23);
·
наличие на складе (3,28);
·
ассортимент товара (3,30).
Основные требования к
параметрам электронного магазина:
1) Формулирование целей, ради
которых создается web – сайт.
2) Установление целевого рынка,
или его сегмента, для которого предназначен данный web – сайт.
3) Разработка содержания web –
страниц.
4) Дизайн web –
страниц.
5) Выбор наиболее удачного
места размещения web – сайта в сети Internet.
6) Присвоение web –
сайту благозвучного названия.
7) Разработка метода оценки
эффективности создания и функционирования электронного магазина.
В конце 2009 года издание AdAge составило список самых
дорогих интернет – площадок с точки зрения размещения на них рекламы. Вот
выдержка:
«…Список начинается с портала
Yahoo!, дневное размещение на главной странице которого стоит 400 тысяч
долларов. Следом идет ресурс CBS Sports, где тысяча показов рекламного
объявления обходится в 70 долларов. Та же тысяча показов на видеопортале Hulu
обходится как минимум в 35 долларов.
Сайт путеводителей и информации
о городах Daily Candy берет по 70 долларов за дневное размещение рекламы в
тысяче рассылаемых писем. Портал Aol разрешает брендировать главную страницу за
сумму от 500 до 700 тысяч долларов в день. Видеохостинг YouTube предлагает
размещение на главной странице за 400 тысяч долларов. Видео входит в цену.
В плеере телешоу ABC.com тысяча
показов объявления рекламодателей стоит не менее 45 долларов. Одна запись в
микроблоге звезды KimKardashian, на который подписано 2,7 миллиона человек,
обойдется в 10 тысяч долларов. В свою очередь, тысяча показов рекламы в
видеоплеере The Wall Street Journal обойдется в 75-100 долларов….»
Баннерная реклама в Internet
– один из наиболее эффективных способов рекламы компаний и их Internet –
представительств. Баннер (от англ. слова banner – флаг, транспорант) представляет небольшой графический
объект (обычно *.gif
или *.jpg файл, а также flash - ролик), размещаемый на различных страницах сайта. Flash – технология позволяет
добавлять звуковые эффекты. Баннер может быть как статичным, так и
динамическим. При нажатии на баннер происходит переход по ссылке указанной в
баннере. Форматы баннеров обычно: 88х31, 100х100 и 468х60 пикселей.
Оценка эффективности работы баннера проводится одним из двух способов:
А) По количеству переходов по баннеру.
Б) По количеству показов баннера.
Литература:
Вопросы для самопроверки:
1.
Чем отличается gif формат от jpg?
2.
Продумайте параметры сервисной поддержки программного
обеспечения.
3.
Назовите альтернативы ЭОМ.
4.
Что такое чистая приведенная стоимость?
5.
Что такое стратегия продвижения?